Воскресенье, 19.05.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя иностранного языка Светланы Холеновой

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Статистика
Flag Counter
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы выступлений

Главная » Статьи » Мои статьи

Коммуникативные умения и навыки

Презентация "Деятельность учителя по формированию коммуникативных умений и навыков у учащихся" - Скачать

 

  Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков начинается  в начальной школе: слушание, говорение, чтение, письмо.

           В рамках занятий по коммуникативной линии учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. На уроке, применяя групповую и парную работу, возникает лишний шум, некоторые из детей стремятся не участвовать в работе. Это происходит на наш взгляд только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

          У учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать коммуникативные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности.

         Прежде всего, перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

           Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться.

          Чтобы полноценно общаться, человек должен обладать целым рядом умений и навыков, которые закладываются в начальной школе. 

   Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

   

Учебно-коммуникативные умения и навыки

5-6 классы

7-8 классы

9-11 классы

 

- кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации;

- участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге;

- объяснять правила работы, инструкции

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

- составлять рецензию на

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля, соблюдая логику темы; уметь вести дискуссию

- вести полемику участвовать в дискуссии;

- находить приемлемое решение при наличии различных точек зрения

 

     В своей педагогической практике мы выделяем следующие формы учебной коммуникации:

 

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

     Мы считаем, что основным методом является учебный диалог. В процессе учебного сотрудничества формируются следующие коммуникативные умения:

×           оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

×           высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

×           слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

×           читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

×           выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

×           учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

  Коммуникативные умения мы формируем с помощью рефлексии на основе учебной деятельности учащихся.

 

Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Оцени ответ Саши.

Кто сможет поспорить с Настей?

Дополни то, что не сказала Оля.

Как ты понял, о чём говорил Роман?

Повтори самое главное, что сказала Катя.

         

        На наш взгляд, одно из главных условий организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх (*демонстрация элемента Метода активизации возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородской).

 Условиями успешного формирования самостоятельности учащихся является совместная выработка правил, алгоритмов, определений, инициирование детского поиска по решению задач в форме вопросов учителя. Например, в своей практике мы используем памятку «Правила ведения диалога»:

×           Любое мнение ценно.

×           Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

×           Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

×           Хочешь говорить – подними руку.

×           Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

×           Обращение начинается с имени.

×           Критика должна быть тактичной.

×           Отсутствие результата – тоже результат.

×           Голос – твой божественный дар, умей им владеть. 

   Также, при формировании коммуникативных умений используем следующие приёмы:
       1.Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
       2.Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
       3.Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
       4.Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
       5.Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей по поводу расхождений во мнении.

      6.Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
      7.Создаювать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

           Если у доски ученик не может в полном объёме выполнить все задания, позволяем другим детям оказать  «ускоренную лингвистическую помощь».

С целью формирования культуры речи, на мой взгляд, немаловажную роль играет словарная работа, в которой можно выделить следующие этапы: семантизация слова;  актуализация слова; использование слова в речи.

 

Задание

Приёмы активизации словаря

Развитие коммуникативных действий

Сравните значения слова «……» в предложениях.

Толкование слова с помощью контекста.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Составь сочетания слов или предложение с данны­ми словами.

 

Подбор синонима или анто­нима                               

Что общего между данными словами? Чем они различаются по смыслу?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Обсуди с товарищем, какое слово наи­более подходит по смыслу. Вставь его в предложение:

 

Использование сочетания, включающего в себя уже известное однокоренное слово

 

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Найди, запиши фразеологизм.

 

Работа над образцами упот­ребления слова

Придумай свой пример употребления данного фразеологизма.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

На уроках домашнего (учителя литературы - литературного) чтения уделяем внимание формированию следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

×          умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

×          умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;

×          умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

×          умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

  Для этого используем такие виды творческой деятельности, как изложение с творческим заданием, отзыв на эпизод, характеристика героя, описание картин природы. При работе с учебником в первую очередь следует обращаться к тем вопросам и заданиям, которые побуждают ученика актуализировать личный читательский опыт (Почему текст так называется?), формируют навыки анализа текста (Найдите в тексте эпитеты и определите, с какой целью использует их автор). 

  Кроме этого, добиться максимального результата нам помогают внедрение и адаптация нестандартных методов, приемов и технологий, таких как обучение в сотрудничестве, дифференцированная групповая работа, Метод активизации возможностей личности и коллектива Г.А.Китайгородской и т.д.

          Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности работы по формированию  коммуникативных универсальных учебных действий на первой ступени общего среднего образования и дальнейшему их развитию в средней и старшей школе. Использование в образовательном процессе комплекса коммуникативно-направленных заданий и упражнений, позволяет устранить коммуникативные трудности учащихся и способствует осуществлению их учебного общения в условиях ситуации успеха.

         Ориентируя учащихся на области предметно-практической деятельности, которые отвечают их возрасту и интересам, мы  стараемся адаптировать виды творческой работы к потребностям детей, испытывающих коммуникативные трудности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сформированность коммуникативных умений и навыков является одной из главных в  формировании всесторонне развитой личности.

 

Литература:

1.     Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М., 2005.

2.     Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

3.     Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.

4.     Запрудский Н.И.  Современные школьные технологии. Минск 2004, 2010 г.г.

Категория: Мои статьи | Добавил: Rouchstorm (16.11.2015) | Автор: Холенова Светлана Евгеньевна W
Просмотров: 914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
200

holenova.3dn.ru © 2024