Информатизация образования как условие обучения самостоятельной поисковой деятельности учащихся
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), характерное для 80-90-х гг. XX в. привело к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса и в сфере образования.
Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно – коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях. Этот процесс определяет:
1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
Исследование проблем информатизации образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который в основном можно считать устоявшимся.
Под средствами информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) – понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Основой российского пути информатизации образования должны явиться:
· информатизация всей системы общего и специального образования от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов;
· формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
· обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.
Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. Эти тенденции еще раз подтверждают необходимость изменений в образовании. Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.
Выше перечисленные предпосылки предполагают значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй - поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой, а также изменение функций педагога.
· индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
· изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
· стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
· усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
· повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
· изменению форм и методов организации вне учебной жизнедеятельности учащихся и организации их досуга.
В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования:
1. Информатизация сельских школ;
2. Информационная система учебного книгоиздания;
3. Развитие единой образовательной информационной среды;
4. Федерация Интернет Образования;
5. Программа Intel «Обучение для будущего».
Наряду с процессом информатизации в системе российского образования в настоящее время активизировались процессы внедрения в школьную практику идей развития личности, гуманизации, гуманитаризации, демократизации, профессиональной направленности обучения, развития творческого потенциала учащихся, формирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся и другие.
Мы остановимся на одной из ведущих инноваций - формирование самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, которую можно рассматривать как стратегическое направление развития личности учащихся.
Успех поисковой деятельности учащихся в основном обеспечивается использованием в учебном процессе активных методов обучения, видами и формами заданий, умелым руководством учителя этой деятельностью.
Как было отмечено выше, учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений, навыков и усвоению способов умственной деятельности.
Исходя из положения, что без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний (причем деятельность ученика в процессе обучения - это учебная деятельность, составной частью которой является процесс познания), психологи убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность.
Анализируя все возможные подходы, можно за основу принять следующее определение: «Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции».
К основным признакам самостоятельной поисковой работы учащихся можно отнести следующие:
1. умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы.
2. систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения.
3. наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
4. проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач.
5. включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству.
К основным дидактическим функциям самостоятельной поисковой деятельности можно отнести следующие:
- функцию открытия новых (субъективно новым, неизвестных учащемуся) знаний (то есть установление существенных свойств понятий; и т. п.);
- функцию углубления изучаемых знаний (то есть получение определений, эквивалентных исходному);
- функцию систематизации изученных знаний (то есть установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);
- функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самореализации);
- функцию обучения учащихся способам деятельности, приемам и способам научных методов познания.
Организация поисковой деятельности учащихся предполагает выполнение следующих этапов:
- мотивация учебной деятельности;
- постановка проблемы поиска; формулировка конечной и промежуточных целей выполнения задания;
- анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу:
- планирование деятельности по выполнению задания;
- самостоятельное выполнение задания;
- систематизация и анализ полученного фактического материала;
- выводы;
- оформление хода выполнения задания и полученных результатов;
- обсуждение результатов.
Очевидно, что различные виды поисковой деятельности имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.
Условиями, способствующими активизации поисковой деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в классе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; целесообразная организация структуры учебного материала; вооружение учащихся рациональными приемами учебно-познавательной деятельности; формирование положительной мотивации и внутренних стимулов к учению; привитие интереса к изучаемому объекту; систематическое осуществление личностно-ориентированного и деятельного подходов к обучению; сочетание различных методов, способствующих развитию творческого мышления учащихся; ориентация на продуктивное получение результатов; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий и др.
Рассмотрим несколько примеров применения инновационных методик для обучения английскому языку за рубежом.
- Обучение английскому языку в начальной школе
- Работа с песенками, рифмовками, подкастами, видеоклипами с повторяющимися языковыми структурами с последующей аудиозаписью или видеосъемкой воспроизведения учащимися. Дальнейший просмотр позволяет выявить и скорректировать имеющиеся ошибки. Далее предлагаются различные виды деятельности в так называемом “a karaoke-style approach” – озвучивание стоп-кадров, иллюстраций с использованием тех же языковых структур. Записи осуществляются на диктофон, смартфон и т.д. Плюсы – работа над произносительной стороной речи, расширение лексического запаса, упрощение самооценивания и самоконтроля.
- Смешанное обучение (“blended learning”)
Испано-канадский проект “Travelling through arts”, интегрирующий искусство, социальный контекст, обучение английскому языку.
Цель: изучение жизни и творчества местных художников через посещение галерей, изучение их биографии и т.д. Во время работы над проектом дети загружали промежуточные результаты в рамках блогов, на вики-страницы, отвечали на вопросы, активно взаимодействовали. Продукт – электронная книга, созданная на основе воображаемой встречи двух художников (http://teachertefl.edu.glogster.com/travellingthruart/). Этот опыт был чрезвычайно успешной стратегией в обучении английскому языку, в особенности инструктивному и дескриптивному языковым аспектам.
- видеоконференции учащихся из разных стран (японско-австралийский пилотный проект).
Цель: развитие навыков устной речи (oral competency) и культурный взаимообмен. Этапы проекта: выбор темы, составление плана, обсуждение результатов. Плюсы: рост мотивации к изучению языка, знакомство с культурными аспектами. Один из вариантов работы в режиме видео конференции – пошаговое чтение сказок носителями языка. (Примеры сказок: “An old lady who swallowed a fly”; “Joseph had a little overcoat” and “We’re going on a bear hunt”).
- обучение чтению через работу с «цифровыми рассказчиками»: мультфильмы, раскадровки, электронные книги, презентации, блоги, вебсайты (http://simple.wikipedia.org/).
- «цифровое повествование» (“digital storytelling”)
Знакомство с новыми словами и все последующие этапы отработки через создание «говорящей» книги (“audio-enabled talking book”), в основе которой приключения двух вымышленных героев Bubble и Pebble. Плюсы: самостоятельная анимация, озвучивание, отработка словаря через многократное повторение однотипных конструкций, возможность стать цифровым издателем, улучшить свою компьютерную грамотность (www.bubbleandpebble.com).
- Использование электронных ресурсов с программами по распознаванию речи для обучения чтению
- www.pearsonschoolsandfecolleges.co.uk/Primary/Literacy/AllLiteracyresources/RapidReading/RapidReading.aspx).
- Цифровое игровое обучение (www.tripppin.com).
- Осуществление проектной деятельности с детьми в рамках профессиональных интернет-сообществ
Основные проблемы информатизации:
- нет системы регулярного массового обучения педагогов с целью повышения их компьютерной грамотности;
- обучение сводится к самообучению, самостоятельному поиску;
- наличие бесплатных ресурсов.
Выход – участие в работе профессиональных онлайн сообществ, создание персональной учебной сети, обмен опытом (http://www.aplanet-project.eu/ персональная учебная сеть, http://www.tesol.org/ - сообщество учителей, http://www.freetech4teachers.com/ - бесплатное программное обеспечение для учителей), дистанционное обучение на сайте www.coursera.org .
Выводы:
- Использование ИКТ способствует росту автономии ученика, его самоконтролю, обеспечивает создание педагогической среды, в центре которой учащийся, вовлеченный в процесс учения.
- ИКТ воспринимается как инструмент для достижения учебных задач, а не как самоцель.
Список литературы
1. Гохберг Г.С. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
2. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся как основа их развития // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 30-31
3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие для сред. проф. образования / Е.В.Михеева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
4. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов / В.А. Острейковский. – 4 изд., стер. – М.: Высш. шк., 2007. – 511 с.: ил.
5. Innovations in learning technologies for English language teaching. Edited by Gary Motteram. British Council, 2013. – 197 р.
6. http://www.science-education.ru/
|